top of page

Глеб Смирнов-Греч 
 

Окончил исторический факультет МГУ (кафедра истории искусств) в 1991 г.

 

В 1992 удаляется из России в эстетическую эмиграцию, скитается по Европе, доходит до Рима, 

поступает в иезуитский университет Gregoriana при Ватикане, заканчивает в 1997 году 

с отличием факультет Систематической философии (специализация - философия языка, Вико и Хайдеггер).

 

С 1999 года обретается в Венеции. Разрабатывает стратегию Тотального Рецензирования. 

Держит литературно-художественный салон.   В газете "Известия" (Андрей Бильжо) 

 

Автор «самиздатских» рукописных книг (стихи, трактаты). 

 

Из изданных книг:

«Палладио. Семь философский путешествий» (2017)

«Метафизика Венеции» (2017)

«Артодоксия» (2018)

- «Трактат о вечной Любви» (перевод одной неизданной рукописи XVII века) (2015).

- Путеводитель по Риму (2001);

- трактат о художественном происхождении советской власти «Ход конём» (2003, по ит. и нем.);

- «Распушение чувствилищ» или как понять современное искусство (2013);

- автор многочисленных статей-эссе в русской и западной прессе. 

 

Преподавал в Венецианском университете. Работал библиотекарем в доме графа Джироламо Марчелло.

 

Создатель метарелигии «Артодоксия». От культурологии - к культурославию!

 

Глеб Викторович Смирнов (род. 25 сентября 1969, Москва , также Амедей Смирнов-Греч, Gleb von Rims, Мартын Греч, Арчи Бемболи) искусствовед, магистр философии, создатель учения об артодоксии.

Биография

Родился в семье гуманитарно-научных традиций («физики и лирики»). Отец — микробиолог, мать — филолог-славист, тетя — редактор журнала «Молекулярная биология» др. биол. наук Верната Викторовна Гречко https://grifon-m.ru/grechko-vv    и  http://www.famhist.ru/famhist/biofak/00060dc4.htm , автор книг о родословии семьи https://www.livelib.ru/book/1001377005-rodoslovie-zolotarevyh-alejnikovyh-grechko-v-vospominaniyah-vernata-grechko, двоюродный брат — основатель андеграундного движения «Параллельное кино» Глеб Алейников https://ru.wikipedia.org/wiki/Алейников,_Глеб_Олегович

 

Учился в Москве в школах № 1249 имени Отто Гроттеволя и № 1527 имени Рихарда Зорге, обе с углублённым изучением немецкого языка. 

1984-5 занимался в кружке «Юный востоковед» при Музее искусств народов Востока. 

В 1991 году закончил Московский государственный университет им. Ломоносова, Исторический Факультет, кафедра Истории Искусств. Вольнослушателем посещал лекции Вяч. Вс. Иванова, С. С. Аверинцева, В. В. Бибихина.

 

Дипломная работа — о Пост-самиздате. Ввёл в научный обиход термин «пост-самиздат» (сознательно малотиражная книжная продукция послеперестроечной неподцензурной эры); исследовал текст как визуальную данность, культуру европейской каллиграфии и современное книжное рукодельное искусство, book art). Научный руководитель — Алленов Михаил Михайлович. Оппоненты Виктор Мизиано и Дм. В. Сарабьянов. Присуждение квалификации «искусствовед». Учился на одном курсе с Анной Пожидаевой, Наталией Толстой и Николаем Молоком.

 

1998 закончил с отличием magna cum laude Папский Григорианский университет (Ватикан), Философский факультет, кафедра Систематической Философии. Matricola (студенческий билет) N°43048. Специализация в философии языка, авторы: Хайдеггер и Джамбаттиста Вико.

Среди преподавателей — Xavier Tillette S.J., Elmar Salmann O.S.B., Armin Schwibach L.C., Peter Henrici S.J., Carlo Huber S.J., Marcel Chappin S.J., Miguel Arranz S.J., p. Gianfranco Basti, p. Mario Pangallo. 

Магистерская работа: «Элизиум. Бессмертные на полях елисейских: артистическая эсхатология». 

 

1994, осень — Стипендиат гранта Kultur Kontakt на «Исследования по междисциплинарным языкам в искусстве» от Министерства культуры Австрии. 

1996 — Высшие Курсы Культуры при Фонде Чини, Венеция. Семинар «Европа, мифы самоопределения». 

1999 — вольнослушателем, курс лекций по философии проф. Эмануэля Северино в Венецианском университете

С 16 лет участвует в неофициальной художественной жизни Москвы, Переделкино  и Ленинграда, близок к кругам московского концептуализма и к литературному авангарду. Изготавливает рукописные книги в единственном экземпляре (абсурдистские поэмы: https://www.facebook.com/media/set/?set=a.778651592158450&type=3). 

Под личным влиянием Ирины Одоевцевой и Натальи Николаевны Шередеги углубляется в культуру Серебряного века. Прошёл стадии увлечения Востоком и рерихианством, философией обскурантизма, миром старинных русских усадеб, римским католичеством и историей ересей, диссидентством и бардовской песней (Елена Камбурова, Евгений Бачурин, Сергей и Татьяна Никитины, Дмитрий Сухарев — друзья семьи: http://www.famhist.ru/famhist/biofak/00062c15.htm#00060dc4.htm).

C 1990 года в рамках нон-конформистской культуры перестроечной Москвы открывает при своей мастерской на Рождественском бульваре так называемые «Герменевтические Четверги имени Гадамера» — жур-фиксы для молодых поэтов, художников, философов. Из этих встреч рождается журнал интерпретационного искусства «Место печати», задуманный, вместе с Николаем Шептулиным, как орган для «нового поколения скифов-гуманистов» (издательство «Obscuri Viri»). Этот этап московской жизни освещён в романе Юлии Кисиной, «Элефантина. Запрещенный андеграунд», М., Эксмо, 2018, passim: https://www.labirint.ru/books/633847/

В 1990 году изобретает «Стратегию Тотального Рецензирования» и следует ей в последующей работе, публикуя рецензии, статьи об искусстве и по общей культурологии: сначала в машинописных и рукодельных самиздатских журналах андеграунда, таких как «Синефантом», «Митин журнал» и «Место печати», впоследствии автор в журналах: «Знание – Сила», «Театральная жизнь», «Столица», «Огонёк», «Декоративное искусство», «Гуманитарный Фонд», «Модель», «Родина», «Арт-Хроника», «Вокруг света», «ELLE-декор», «Вестник Европы», «Русский журнал», «Известия», «G.Q.», «Мезонин», «Russian Prime Magazine», «Время новостей», сайтов «Топос», АПН, «Сноб», «Арт-инфо» и др. 

 

Темы культурологических исследований: московское метро, акмеизм, музыкология, неоклассицизм, советская эпоха и дадаизм, кинематограф и новые технологии, барокко, филология, современное искусство, вечная женственность, романтизм, история философии, эсхатология и вопросы эстетики. 

1991 - путешествует автостопом по Европе (Голландия, Франция, Германия). 

1992 - уезжает учиться в Рим. В 1993-4 гг. живёт послушником в монастыре ордена Ораторианцев при церкви Santa Maria in Vallicella. Этот период жизни задокументирован в тексте «Письмо из Рима» в журнале «Место печати» № 4, с.  123-145: 

https://www.facebook.com/notes/387737895689866/?pnref=lhc

https://www.facebook.com/notes/глеб-смирнов/окончание-письма-из-рима-как-глебус-рим-обосновал/193633227321379?pnref=lhc

https://web.archive.org/web/19991109095007/http://www.geocities.com/SoHo/Exhibit/6196/mp4.htm

С 1994 года ведет, по приглашения маркиза Андреа Серлупи-Крещенци (Andrea Serlupi Crescenzi) в Риме цикл лекций-прогулок при Ассоциации Исторических Усадеб Италии Associazione Dimore Storiche Italiane (по-итальянски, анонсы в: Roma C’è и Trova Roma). Участвует в сб. Cortili Aperti («Открытые клуатры»; автор заметки о Палаццо князей Массимо), изд. A.D.S.I., 1995,  с. 10-11.

 

В 1999 году переезжает из Рима в Венецию.

 

1999 преподает русский язык и литературу (esperto linguistico) в Венецианском Университете Ca’ Foscari. 

Консультант издания «Альманаха Дада». М., Гилея (2000, см. колофон). 

 

В 2000 году официальный представитель в Италии московского Государственного центра современного искусства. Координатор Русского Павильона на Венецианской Бьеннале 2001 (помощник Леонида Бажанова, директора ГЦСИ). Ведёт обзор выставок для русского телевидения (передача о Биеннале 19.01.2001).

С начала 2000-х исследует архитектуру Палладио. 

Публикации по Палладио:

- Арт-Хроника  n°12, 2008, с .124-135. http://content.yudu.com/Aynt7/12-2008/resources/126.htm

- Время новостей: n° 223, от 2 декабря 2008 http://www.vremya.ru/2008/223/10/218175.html

- Русская Жизнь от 3 декабря 2008 http://rulife.ru/old/mode/article/1082/

- Собрание n° 2, 2011, с. 60-69. http://www.rizs.ru/journal/29sod.htm

- ELLE-decor n°10, 2012,  отрывки из книги. http://www.elle.ru/elledecoration/interiors/top-7-italyanskie-villyi-andrea-palladio/

- Интервью о книге для сайта LoyalRoyal http://www.loyalroyal.me/gleb-smirnov-o-shedevrah-andrea-palladio/- Палладио. Жизнь, претворенная в искусство.

КоммерсантЪ, от 15.06.16. http://www.kommersant.ru/doc/3005872

 

В 2002 — архивариус-библиотекарь во дворце графа Джироламино Марчелло дель Майно, Венеция. 

С 2002 — внештатный корреспондент «Арт-Хроники» в Италии, в этом журнале публикует ряд программных статей. 

Аккредитован при Венецианском Кинофестивале «Золотой лев» от журнала Аркадия Драгомощенко «Красный» (СПб): http://www.redjournal.ru/index.pl?num=345 

В сети о картинах фестиваля: https://www.topos.ru/article/1666

2012 и 2014 — гость фестиваля «Киевские лавры», Киев.

С 2015 и по сей день устраивает на крыше своего дома во дворце Циани в Венеции мини-кинофестиваль «Оловянный солдатик» (кино 30-х и 40-х годов).  https://www.facebook.com/media/set/?set=a.1861524133871185&type=3

 

Артодоксия 

 

С 1992 года по настоящее время разрабатывает учение об Артодоксии. 

Этим названием обозначается духовная реальность современного мира, в котором традиционные религии постепенно в сознании людей всё больше уступают место культуре. Для всё большего числа людей наиболее живым фактором и движущей силой духовной жизни являются уже не церкви разных вероисповеданий, а — культурные институции, именно: музеи, лектории, театры и филармонии, галереи и центры современного искусства, библиотеки, университеты и академии, культурные фонды, мастерские художников или дома-музеи писателей, композиторов и др. великих людей, культурных героев человечества.

Фактическими адептами этой религии являются все люди, производящие или потребляющие культуру.

 

Доктрина об Артодоксии развивает тему дипломной работы в Грегорианском университете (Рим): 

«Элизиум. Бессмертные на полях елисейских: артистическая эсхатология». 

Публикации и выступления по Артодоксии:

- Культурославие vs спортопоклонство («Культурославие» как желательный «национальный проект»), на сайте АПН от 25.08.2004: https://www.apn.ru/index.php?newsid=1068

- Элизиум. Сакральное пространство культуры, в: Арт-Хроника, n°4, 2004, с. 103-119.

- Elysium: A Sacred Space Of Culture, в: Herald of Europe (под псевдонимом Gleb von Rims, по-английски), n° 3, 2006: http://www.heraldofeurope.co.uk/issues/elysium-a-sacred-space-of-culture.html 

- Эстетическое богословие или Ключ к загадке ренессанса, в: Арт-Хроника,  n°4, 2008, с. 102-109. 

- Мировая религия третьего завета, на сайте «Арт-инфо» от 31.08.2011: http://www.artinfo.ru/ru/news/default.asp?m=main/Venice-Gleb_Smirnov-2011.htm

- Мировая религия Третьего завета. Издание Фонда Аксёнова, Москва-Венеция-Вена, 2017, 140 страниц: https://aksenovff.com/news/gleb-smirnov-elizium

- Финал книги «Метафизика Венеции» М., 2017,  глава «Элизиум», с. 305-367.

- Священная война, в: Russian Prime Magazine, n°2, 2013. Переопубликовано в журнале «Вестник Европы» n°56, 2021. В сети: https://magazines.gorky.media/vestnik/2021/56/svyashhennaya-vojna-2.html

- Телеканал «Дождь» от 08.10.2018, «Абсолютная красота как оружие и защита» (артодоксальная лекция, 9144 просмотров): https://tvrain.tv/lite/teleshow/lectures_on_the_rain/sekret_italjanskoj_dushi-472862/?utm_term=472862&utm_source=facebook&utm_medium=social&utm_campaign=instant&utm_content=tvrain-main&fbclid=IwAR28DKR4QgKlJxRuOrrCUv5pTPhTtzPVP3aiU2u4_vpOMAeWawQ735ovRZY

- Канал «Культура», передача Юлиана Макарова «Главная роль», эфир 17.05.18, 2 123 просмотров: https://www.youtube.com/watch?v=ko4oXR9z1DU

- дискуссия с С. Сдобновым и А. Гавриловым в кинотеатре «Пионер», 26.12. 2018 : https://www.youtube.com/watch?v=iWpSJOlrUXI&t=29s

- программное выступление на Культурном Форуме в Санкт-Петербурге, 14.11. 2019: https://www.facebook.com/events/государственный-эрмитаж-the-state-hermitage-museum-official-page/интеллектуальный-марафон-эрмитаж-венеция-эрмитаж/262950607985850/ и https://culturalforum.ru/participants/gleb-smirnov   Текст лекции: https://www.facebook.com/notes/глеб-смирнов/послание-к-петербуржанам-в-жанре-воскресной-проповеди/3520468834637785/

- Афинская школа, интервью порталу «Story»: https://story.ru/istorii-znamenitostej/intervyu/afinskaya-shkola/

- «ARTODOXIA». Изд. Рипол-Классик, М., 2019. ISBN 978-5-386-13552-2

 

Художественная деятельность

 

*С 1989 года занимается каллиграфией, оформляя собственные книги. Некоторые экземпляры хранятся в Архиве при факультете славистики университета Бохум, Германия, и в частных коллекциях. https://www.facebook.com/media/set/?set=a.778651592158450&type=3

*Сотрудничает с группой Параллельное кино (братья Игорь и Глеб Алейниковы, Борис Юхананов, Евгений Кондратьев, Евгений Юфит и некрореалисты). 

*1991 — организует, совместно с Юлией Кисиной, выставки «Пост-Самиздата» в Риге, Москве (Дворец Молодежи) и Мюнхене (Lyrik Kabinett, галерея редких малотиражных книг). 

* 1991, по приглашению Полины Васильевой входит в состав Молодежной редакции журнала «Театральная Жизнь».

*В 1992 году участвует в качестве куратора на международном симпозиуме «Molteplici culture», посвященный проблемам современного искусства, проходивший в Palazzo delle Esposizioni, Рим (каталог с. 92-5, экспонирует Георгия Литичевского, круглый стол с Ахилле Бонито-Оливой, https://russianartarchive.net/ru/catalogue/document/E1269 ).

*Нояб. 1992, приглашенный участник на русско-немецком Симпозиуме «Zwei Kulturen, zwei Ansichten» при галерее Raissa, Эрфурт.

*1993/4 участвует в перформансах художников Фабио Маури в Барселоне и Луиджи Серафини в Риме.

*Участие в коллективной выставке «Handschue, Guanti d’artista» в Galleria SALA 1, Рим, май 1998, кураторы Паоло де Медичи и Кармине Соррентино. Проект «Протезы для Милосской».

*22.11. 2001 - представляет поэтический сборник Аннелизы Аллева де Кирико в лит. клубе Bibli, Рим,  Рим (по-итальянски; анонсы в прессе).

*Режиссёр и актёр, в роли Тристана Тцары, перформанса «Кабаре Вольтер» с чтением «симультанных стихов» на открытии выставки о Дадаизме в Швейцарском консульстве в Венеции 13. 04. 2003. Повторная реплика — в Аудиториуме Ренцо Пиано в Риме 30.10.2003 (см. программку + репортаж на итальянском TV).

*Фотографирует. Призер конкурса фотографий от итальянского журнала Specchio, n° 6, 1997. Публикует фотографии в Io Donna (Corriere della sera), n° 48, 2000, p. 220-1. Стенд в коллективной выставке в «Paradiso Perduto», Венеция, ноябрь 2001; частные коллекции.

*Держит литературно-художественный салон в своём доме в Венеции, место встреч международной богемы. Культивирует чтение вслух. В рамках Блумодня читает Джойса, IX главу «Улисса» — см. начиная с 5’49’’: https://www.youtube.com/watch?v=Vz21fcwVE4A

*Пишет сказки, эссе и трактаты в жанре пост-христианского богословия.

*15 лет литературной активности на портале Facebook: https://www.facebook.com/gleb.smirnoff.7

bottom of page